Влившиеся в орнаментику вышивки звериные образы средневекового искусства в меньшей степени, чем в другие виды народного творчества были не столько выразителями мощи феодальной и государственной власти, сколько отражали чаяния крестьянина-земледельца. Они сочетались с растительностью, отмечались солярными знаками, выражая идею плодородия.
Из истории о вышивке
Вышивка — это текст, помогающий при усердном изучении и недюжинных знаниях «прочитать» верования, мифы народа в определенный период времени. Все в ней имеет значение: от кроя и материала до цвета, формы и орнамента на сорочке или рушниках. Украинская вышивка не менялась вплоть до ХХ века, когда народ вдохновился свежими идеями по украшению одежды. Изначально будучи оберегом, вышивка на одежде начала частично терять свой сакральный смысл, становиться предметом искусства.
В это время вышивка стала одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок. Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужчкие и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженого. Одних только полотенец считалось приличествующим изготовить не меньше сотни.
Мотивы в орнаменте славянской вышивки Less. Орнамент Х удожественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоратив- ного значения, он часто играет роль соци- 6 альной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выра- жения народного мировоззрения. Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например, в узорах хантов и манси отражались родоплеменные особен- ности; у удмуртов имеются названия узоров, свидетельствующие о принадлежности их к определенному роду или племени; у народов Средней Азии, долго сохранявших пережитки родоплеменных делений, это отразилось в узорах.