Фольклорист Андрей Топорков рассказывает о том, как описывалась любовная болезнь в сборниках заговоров XVII и XVIII веков, кто прибегал к любовной магии и что общего между русскими любовными заговорами, греческими магическими текстами и наведением порчи по фотографиям. Записала Ирина Калитеевская.
Как узнать ведьму
Исполнение заговоров носит сугубо индивидуальный характер. В русскоязычной гуманитарной науке термин используется не только в восточнославянском контексте, но и как родовое понятие для общечеловеческих проявлений веры в магическую силу слова например, в индологии, фольклористике неславянских народов и т. У Даля в качестве другого названия заговора приводится производное от вещать слово вещба [ 4 ] [ 5 ] оно же употреблено у этнографа-беллетриста Мельникова-Печерского в историческом романе-эпопее « В лесах » в эпизоде со знахаркой Егорихой. Согласно словарю Даля, заговоры и наговоры как практика единосущны таким понятиям как волшебство , волхвованье , колдовство , знахарство ; обаяние , мара , морока ; чернокнижие , кудесничество и чары [ 6 ] [ 7 ]. Под влиянием вторичной традиции записи сам заговор иногда называет себя как целостное произведение «статьёй»: «…какие слова недоговорены, какие переговорены, пусть будут в статье…».
Магия Огня, о которой мы поговорим в настоящей книге, настолько же разнообразна и многогранна, как и сам огонь, который лежит в основе магии этой стихии. Представьте себе проявления огня — сокрушающий, манящий, теплый, ласковый, всесжигающий, беспощадный, согревающий… Можно продолжать бесконечно, поскольку граней у стихии огня бесконечное количество, как и возможностей у человека по его использованию. Магия огня зародилась еще в каменном веке, когда огонь, как один из элементов присутствия, использовался нашими предками в проведении ритуалов. Он освещал само место ритуала, головешки от костра использовались в качестве художественного инструмента, сам же огонь сжигал то зло, которое могло помешать человеку в его делах. Так, имитируя те или иные сцены охоты или жизни с целью переноса их в реальность, люди обращались к огню, делая его важнейшим элементом обрядов.
Практика, классифицируемая как магия, в сущности представляет собой аспект или отблеск мировоззрения, которого придерживались некоторые люди в разные моменты своего исторического развития. Таким образом, магия как и религия, и наука является частью общей культуры и миропонимания [ 5 ]. Западная традиция отличает магию от религии и науки , однако такие отличия и даже определения магии являются обширным полем для дискуссий [ 6 ].